Главная Коллегия комитета Об итогах работы комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества за 2010 год и основных направлениях работы в 2011 году. План работы коллегии комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества на 2011 год
Об итогах работы комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества за 2010 год и основных направлениях работы в 2011 году. План работы коллегии комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества на 2011 год

Уважаемые члены коллегии, приглашенные!

 

В 2010 году  комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества, исходя из своих полномочий и действующего законодательства, осуществлял реализацию на территории края государственной национальной политики, содействовал обеспечению государственной поддержки российского казачества и религиозным организациям в реализации ими социально-значимых культурно-просветительских программ и мероприятий, осуществлял координацию деятельности органов исполнительной власти по противодействию национальному и религиозному экстремизму.

Важнейшим направлением в работе комитета в 2010 году было взаимодействие со всеми органами исполнительной власти Ставропольского края, органами муниципального самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, институтами гражданского общества, по обеспечению дальнейшей стабилизации межнациональных отношений на Ставрополье.

В основном, совместными усилиями удалось реализовать данную задачу. Ситуация в сфере межнациональных отношений в крае характеризуются тем, что поддерживается динамическое равновесие этносоциальных и этнокультурных интересов граждан и этнических групп. Этноконфессиональные отношения сбалансированы.

В то же время в 2010 году мы столкнулись с новыми вызовами и угрозами, которые могли серьезным образом повлиять на межэтническую ситуацию в Ставропольском крае.

В первую очередь, среди таких угроз следует назвать террористические акты, имевшие место на Ставрополье. Прежде всего – это террористический акт, произошедший 26 мая в г.Ставрополе возле «Дворца профсоюзов». Организаторы теракта, по-видимому, рассчитывали на то, что взрыв, приуроченный к выступлению государственного чеченского ансамбля «Вайнах», серьезным образом обострит межнациональную обстановку в г.Ставрополе. Однако согласованная совместная работа по ликвидации последствий теракта позволила не допустить эскалации в сфере межэтнических отношений.

Теракт г. Пятигорске совершенный 17 августа 2010 г. вновь заставил мобилизовать усилия органов власти и гражданского общества по недопущению дестабилизации межэтнической обстановки.

Свою негативную лепту в нагнетание страхов в краевом центре внес предотвращенный 19 сентября теракт близ кафе «Глория» в г.Ставрополе.

Террористические вызовы текущего года показали, что в системе антитеррористических мер обязательно должны присутствовать меры, минимизирующие влияние террористических проявлений на сферу межэтнических и межконфессиональных отношений, на распространение в них различного рода фобий – русофобии, чеченофобии, кавказофобии, исламофобии и других.

Другой масштабной угрозой, которая способна существенным образом негативно повлиять на межэтническую ситуацию в крае, стала развернувшаяся в сети «Интернет» информационная кампания. Ее организаторы под самыми различными предлогами активно стремились посеять недоверие к государственной власти и в конечном итоге расшатать общественно-политическую, межнациональную и межконфессиональную ситуацию на Ставрополье.

Призывы «За присоединение к Белоруссии», «За создание Ставропольской русской Республики», «За отделение Ставропольского края от СКФО и присоединение его к Южному федеральному округу» подогревались невероятно большим количеством слухов ксенофобского характера.

Организованная в ответ на эту угрозу Правительством Ставропольского края информационно-разъяснительная работа позволила в определенной мере снизить уровень социальной обеспокоенности в обществе и довести до жителей края правдивую и объективную информацию о мерах, предпринимаемых органами власти по улучшению социально-экономического положения населения, по сохранению исторически-сложившихся социально-культурных характеристик Ставрополья как края преимущественно с русским населением, в котором русская ментальность, культура и язык определяют его основные интегративные характеристики.

В 2010 году сохранялась угроза дестабилизации межэтнических и межконфессиональных отношений вследствие молодежного радикализма, выразившегося, прежде всего, в многочисленных молодежных стычках, которые без оперативного вмешательства органов УФСБ, УВД, органов исполнительной власти и местного самоуправления, лидеров этнических объединений могли бы перерасти в конфликтные ситуации с этническим компонентом. Хотя в основе своей эти столкновения были далеки от межнациональных проблем. В них, действительно, присутствовал элемент этнической мобилизации. Однако сам источник возникновения этих столкновений имел чаще всего бытовые или даже криминальные причины. Последние события в г.Зеленокумске подтверждают это.

Молодежный радикализм неожиданно проявил себя и в сфере культуры. Вместе с поступившей в ВУЗы края молодежью из республик Северного Кавказа, к нам пришли проблемы, с которыми мы не сталкивались ранее.

В 2010 году в ВУЗы Ставропольского края из Северо - Кавказских республик поступило 4441 человек (3007 - в государственные, 1434 человека  - в негосударственные ВУЗы). Это составляет примерно треть от всех поступивших в ВУЗы Ставропольского края.

В известном смысле 2010 год прошел под знаком нового осмысления такого традиционного для кавказских народов культурного феномена, как лезгинка.

Появление молодых людей, танцующих лезгинку в общественных местах, на автомобильных дорогах, в ночное время вызвало негативную реакцию у местного населения. Сложилось впечатление, что красивый кавказский танец – лезгинка – перешел из области культуры в сферу активного социального действия молодежи, демонстрирующего не только ее этническое самовыражение. Лезгинка по сути была превращена чьей-то опытной рукой в элемент социальной маркировки территории.

При этом, следует отметить, что так называемые «танцоры», как правило, являлись студентами, прибывшими на Ставрополье, исключительно с другой миссией – получать в ставропольских ВУЗах и ССУЗах современное образование.

Правительством Ставропольского края, в том числе комитетом по делам национальностей и казачества, было сделано немало для того, чтобы этот танец был возвращен в культурную нишу.

Отдельно следует подчеркнуть угрозу которую несло проникновение на территорию Ставропольского края идей радикального ислама. Для того, чтобы мусульманская умма могла эффективно противодействовать радикальному исламу было поддержано ее стремление мусульманских религиозных организаций к объединению и отделению от ДУМ КЧ и С. В результате в апреле 2010 года было создано ДУМ Ставропольского края.

После создания ДУМ Ставропольского края государственно-конфессиональные отношения с представителями исламской уммы находятся на позитивно развивающемся уровне.

Деятельность муфтия и создаваемая им система управления ДУМ Ставропольского края направлены на решение ключевых проблем, существующих в этноконфессиональной сфере Ставропольского края, что подтверждается его решимостью прекратить незаконное строительство мечетей в Ставропольском крае, активной духовно-просветительной и информационно-разъяснительной работой, направленной на недопущение исламофобии, политизации ислама, сохранение мира и стабильности в крае.

Для принятия мер по противодействию распространения радикального ислама в мусульманскую умму Ставропольского края, изучения степени его распространения на территории края, по рекомендации комитета, в августе-сентябре 2010 года муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края Рахимов М.З. осуществил рабочие поездки в 33 населенных пункта восточных районов края, в ходе которых провел встречи с населением и информационно-разъяснительные беседы о недопустимости распространения идей радикального ислама в мусульманской среде.

Ответы на указанные вызовы и угрозы комитету пришлось осуществлять в условиях отсутствия краевой целевой программы гармонизации межэтнических отношений в крае, а, следовательно, финансового обеспечения таких важных направлений деятельности как поддержка деятельности региональных и местных национально-культурных автономий, противодействие экстремистской деятельности.

Поданная нами заявка на разработку краевой целевой программы по данной тематике была отклонена. Комитету было предложено объединить национальную программу и действующую программу по поддержке казачьих обществ.

Более того, оптимизация штатной численности и структуры комитета привела к его сокращению с 25 до 19 штатных единиц. При этом штат отдела по делам национальностей и взаимодействию с общественным и религиозными организациями составляют 4 человека.

Эти и другие обстоятельства поставили комитет перед необходимостью искать формы и методы работы, которые бы, с одной стороны, соответствовали реалиям времени, а с другой, финансовым и техническим возможностям комитета.

В первую очередь были предприняты меры по концептуальному переосмыслению этносоциальной ситуации в крае и ее прогнозированию. В этой связи комитетом совместно с ведущими экспертами в области этнополитики разработан проект Концепции реализации государственной национальной политики на территории Ставропольского края на 2010-2015 годы, одобренный Министерством регионального развития Российской Федерации.

Однако процедура согласования Концепции не была завершена до конца вследствие отказа в согласовании со стороны правового управления аппарата Правительства Ставропольского края.

В этих условиях на основе концепции был разработан другой концептуальный документ «Основные направления реализации государственной национальной политики на территории Ставропольского края на 2011-2015 годы».

Данный документ был вынесен нами на обсуждение на ноябрьское заседание совета при Губернаторе по вопросам межэтнических отношений.

Появился определенный оптимизм вследствие того, что проект основных направлений реализации государственной национальной политики в Ставропольском крае на 2011 – 2015 годы не только одобрен этносоветом, но и рекомендован к внесению на рассмотрение в Правительство Ставропольского края с учетом замечаний и предложений.

Также принято решение учесть его основные положения при разработке раздела Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года  в части развития межнациональных отношений. И на основе этих концептуальных дополнений разработать проект краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений в Ставропольском крае на 2012-2015 годы.

Принятие этой программы позволит начиная с 2012 года направить бюджетные средства на адресную поддержку национально-культурных автономий, религиозных организаций в реализации ими социально-значимых культурно-просветительских программ и мероприятий, на противодействие национальному и религиозному экстремизму.

Однако будущий 2011 год мы будем работать в прежних условиях – без программы и без денег. А год этот непростой – выборный. Он связан с выборами в органы местного самоуправления и в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Также он предваряет выборы Президента Российской Федерации намеченные на 2012 год.

В связи с этим, нами прогнозируется, что главным фактором дестабилизации межэтнической ситуации в крае в 2011 году может стать возможная политизация межнациональных отношений.

Поэтому свою главную задачу по дальнейшей стабилизации межэтнических отношений мы видим в консолидации всех звеньев государственного управления и гражданского общества по недопущению политизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Ставропольском крае, пресечению авантюрного манипулирования в узкополитических целях принадлежностью граждан к той или иной конфессии или этносу, противодействию желанию отдельных лидеров политически консолидировать граждан по этническому или религиозному признаку во время проведения предвыборных кампаний.

Среди задач комитета на 2011 год отдельно следует сказать о важности снижения негативного влияния миграционных процессов на межэтническую ситуацию в крае. По данным Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, в среднем ежегодно в течение последних трех лет в Ставропольский край из республик Северного Кавказа прибывает на постоянное место жительства около 6 тыс. человек.

В 2010 году основными территориями расселения мигрантов явились регион Кавказских Минеральных Вод (46,5% прибывающих), город Ставрополь (11,2% прибывающих). Свою специфику имеют миграционные процессы в восточных районах края.

Миграционные потоки, которые мы ощутили на себе в самой разнообразной палитре социальных и культурных явлений, как позитивных, так и негативных, показали, что у нас недостаточно внимания уделяется взаимной адаптации мигрантов и принимающих их территорий.

Особо обеспокоены мы проблемой адаптации студенческой молодежи, пребывающей из Северо-Кавказских республик. Появление значительного числа носителей молодежной этнокультуры кавказских народов, а число это увеличится многократно в связи с открытием Федерального государственного университета, требует от нас безотлагательно предпринять меры по расширению и укреплению этнокультурной инфраструктуры в Ставропольском крае, в том числе молодежной направленности (создания региональных и местных этнокультурных и досуговых центров, домов дружбы, центров национальных культур и т.д.). Формирование данной структуры предусмотрено Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.

С целью модернизации этнокультурной инфраструктуры в Ставропольском крае мы предпринимаем ряд доступных для края мер по возвращению утраченных позиций: домов дружбы в г.Пятигорске и г.Кисловодске, прорабатываем вариант строительства дома-дружбы в г.Ставрополе.

В тоже время активно работаем с Федеральным центром: Администрацией Президента РФ, Министерством Регионального развития, аппаратом полномочного представителя Президента в СКФО с целью создания на территории Ставропольского края ключевых элементов этнокультурной инфраструктуры.

К ним мы относим прежде всего славянский культурный центр, созданный по типу национальной деревни, объединяющего в едином проекте палитру самых разнообразных проявлений духовной, фольклорной, художественной, игровой, и в целом, материальной славянской культуры.

Как представляется, этот объект, да и сама идея показа неразрывной связи Православия и жизни славян, славянского быта, славянской кухни, народных ремёсел, проведения турниров  по национальным видам спорта будут служить развитию русской, славянской культуры, а также станут подспорьем в развитии  этнографического и этнокультурного туризма на Ставрополье.

Другим ключевым этнокультурным объектом мы считаем Северо-Кавказский казачий кадетский корпус (школа-интернат), без которого немыслимо возрождение казачества на Ставрополье и в целом Терского казачьего войска.

У нас нет перспективы решения этого вопроса на базе существующих учебных заведений. Необходимо строительство нового современного учебного заведения. С местом мы определились – г.Кисловодск. Получили согласие губернатора края, администрации г.Кисловодска на отчуждение земельного участка под строительство, подали предложение на его создание в администрацию Президента и программу мин.регион.развития. На этой стадии встретили понимание.

Создание такого учебного заведения позволит обучать и воспитывать детей и подростков из казачьих семей, проживающих на территории СКФО, а также детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Мы убеждаем федеральные органы власти в том, чтобы дети, получившие казачье кадетское образование, имели возможность продолжить военное образование именно на территории Северо-Кавказского федерального округа. Сегодня они лишены такой возможности.

В настоящее время это единственный из существующих округов, где нет высших военных учебных заведений.

Закрытие в Ставрополе двух военных училищ ничем не компенсировано. Хотелось, чтобы дети, проживающие на территории СКФО, имели бы такие же возможности что и дети, проживающие на территории других федеральных округов.

Третьим знаковым объектом для нас является  Ставропольский краевой центр казачьей культуры как полифункциональное учреждение культуры, способствующее  сохранению и развитию самобытной культуры российского казачества, духовных и материальных ценностей казаков.

В Центре казачьей культуры целесообразно предусмотреть организацию концертной, музейной, военно-патриотической и культурно-координационной деятельности.

Для осуществления концертной деятельности Центра необходимо создание соответствующей базы для выступлений государственного учреждения культуры «Государственный казачий ансамбль песни и танца «Ставрополье», проведения фестивалей и конкурсов казачьей культуры.

В Центре предполагается создание музея казачества Ставрополья, в котором будет развернута экспозиция о быте и истории казачества, сюжеты современного развития казачества на Ставрополье.

Военно-патриотическое направление предполагает создание молодежного казачьего центра, в котором будет проводиться работа с казачьей молодежью по всему спектру военно-патриотической деятельности.

В рамках культурно-координационной деятельности возможно осуществление мероприятий по поддержке и развитию казачьих самодеятельных коллективов на территории Ставропольского края, проведение фестивалей культуры народов Кавказа.

Наряду с указанными существуют и другие не менее важные задачи – это и  продолжение конструктивного взаимодействия с лидерами краевых и местных этнокультурных объединений, а также лидерами основных конфессий, и реализация своих полномочий в сфере противодействия экстремизму.

Я их сознательно опускаю для того, чтобы осветить другое важное направление работы комитета – обеспечение государственной поддержки казачества в Ставропольском крае.

2010 год мы встретили с финансово-усеченной программой по казачеству – было выделено 2 млн.рублей. Из них 450 тыс. рублей в виде субсидий получены ставропольским краевым казачьим обществом.

Остальные средства были направлены на то, чтобы не была прервана традиция проведения ежегодных мероприятий с казачатами и творческими коллективами:

·         краевого детско-юношеского казачьего конкурса «Казачьему роду – нет переводу»;

·         краевых молодежных казачьих игр;

·         краевого фестиваля «Казачья сторона».

Часть средств пошла на обеспечение участия делегации казаков во всероссийских казачьих мероприятиях.

Мы не имели средств для серьезной государственной поддержки казачьего кадетского образования, на проведение ряда других важных для казачества мероприятий.

В то же время мы имели в своем распоряжении укомплектованное гос.учреждение «Ставропольский краевой казачий центр» которое в полной мере обеспечивало гос.поддержку казачества в крае, принимало активное участие в подготовке мероприятий проводимых Терским войсковым казачьим обществом.

Об эффективности работы данного учреждения скажет А.Н. Фалько.

Мне бы хотелось остановиться на 2-х моментах:

Во-первых, на принципиальной позиции комитета Думы по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству, который, видя такое положение дел, заострил внимание на казачьем кадетском образовании, на ряде других актуальных вопросов. И, в конце концов, оказал существенное содействие в принятии решения Правительством края об увеличении финансирования Краевой целевой программы в 2010 г. до 5,6 млн. рублей и доведении его до 10 млн. в 2011 году.

Во-вторых, хотелось бы остановиться на тех задачах, которые комитет ставит перед собой по осуществлению государственной поддержки казачества в 2011 году.

Много проблем накопилось в ходе практической реализации закона о государственной службе российского казачества. Но их решение невозможно без решения на федеральном уровне общей для реестрового казачества проблемы - ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации – поскольку привлекать к несению службы можно только те казачьи общества, которые внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Из 134 казачьих обществ (всего их - 148), расположенных на территории Ставропольского края и прошедших государственную регистрацию, ни одно казачье общество не имеет свидетельства о внесении его в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Вследствие этого имеются проблемы на местах по привлечению членов казачьих обществ к несению государственной и муниципальной службы, на основе договора, заключенного органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с казачьими обществами.

Потребность по привлечению казаков к несению службы на 2011 год территории Ставропольского края составляет 3290 человек, в том числе потребность по привлечению к охране общественного порядка составляет 3000 человек.

Сложившаяся ситуация привела к распространению практики привлечения казаков к несению службы на безвозмездной основе. Заключаются, как правило, соглашения о взаимодействии, не предусматривающие финансового обеспечения, что противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 08.10.2009 г. № 806 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами».

С тем, чтобы решить эту проблему нами на федеральном уровне постоянно инициируется необходимость быстрейшего решения в данной области. В частности, на совещании в администрации Президента и в Министерстве регионального развития 1 декабря т.г. мною вновь был поднят этот вопрос. Со стороны Мин.регионального развития, было обещано, что в начале следующего года этот реестр будет вестись

Другой не менее важный вопрос, который поднят нам и на федеральном уровне - ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций и определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного разрабатывать этот порядок.

Отсутствие порядка ведения данного реестра также не дает возможности на уровне субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления признать казачьи общества социально ориентированными некоммерческими организациями и предоставлять им государственные и муниципальные преференции (предоставлять им государственное и муниципальное имущество на долгосрочной основе, в том числе по льготным ставкам арендной платы).

В сфере казачьего кадетского образования в 2011 году нам предстоит создать межведомственную рабочую группу по казачьему кадетскому образованию, разработать, издать и распространить единую программу казачьего образования и учебное пособие для учащихся казачьих классов. Работа в этом направлении уже ведется.

В 2011 году в рамках реализации краевой целевой программы нами планируется пошив форменной одежды для учащихся казачьих классов на сумму 1900 000 рублей.

В свете задач, поставленных полномочным представителем Президента в СКФО А.Г. Хлопониным на встрече с казачьей молодежью о необходимости создания молодежной межрегиональной казачьей организации Терского казачьего войска, нам предстоит работа по созданию региональной общественной организации казачьей молодежи, которая войдет в состав межрегиональной организации.

Отдельное направление государственной поддержки казачества, которое в 2011 году мы планируем привести в соответствие с реалиями современного информационного общества – это позитивное информационное освещение жизни и деятельности казачества на Ставрополье.

В ставропольском окружном казачьем обществе нет своей газеты, Интернет-сайта. Ставропольское казачество тематически не представлено на радио и телевидении. С целью оптимизации работы в этом направлении мы планируем произвести организационно-штатные мероприятия в ГУ «Ставропольский краевой казачий центр» для того, чтобы появилось отдельное подразделение, занимающееся информационным освещением деятельности казачества на Ставрополье. Сейчас мы прощитываем доступные нам в финансовом отношении варианты расширения присутствия казачьей проблематики в информационном поле. Такими вариантами станет выпуск ежемесячного полноценного вкладыша в газету «Ставропольская правда», возобновление с определенной периодичностью телепередачи «Казачий круг».

Таково, на наш взгляд, общее видение ситуации с которым мы входим в 2011 год.